Русский тяжеловоз

Содержание в домашних условиях

Русские тяжеловозы — это прекрасные помощники, а также верные друзья человека. Учитывая неприхотливость в содержании, каждый желающий сможет пополнить своё хозяйство ценным животным.

Конюшня

Животных содержат в денниках, учитывая норму площади на 1 голову — не менее 3,5х3,5 м. Высота потолка — 3 м. Помещение должно быть тёплым, хорошо вентилируемым, без сквозняков. Кормушки и поилки располагают на высоте 60 см. Чтобы корм не рассыпался, рекомендуют глубину до 30 см. Подстилку настилают не менее 15 см, для этого используют солому и опилки.

Не стоит забывать о важности света: для поддержания здорового состояния животного нужно обеспечить 16-часовое освещение. Для регулярного моциона сооружают загон для выгула

Русские тяжеловозы стойкие к низким температурам, чего не скажешь о жаре — в такую пору следует проводить купание в теплой воде, а также избегать длительного нахождения под прямыми солнечными лучами.

Уход

С целью профилактики заболеваний и поддержания надлежащего внешнего вида лошади проводят следующие манипуляции:

Чистка шерсти. Каждый день вычёсывают животное, в том числе гриву и хвост — для этого следует обзавестись скребком, расчёской и щёткой, индивидуально для каждой лошади. После механической очистки протирают шерсть влажной мягкой тканью, потом подсушивают сухой.

Осмотр копыт

После прогулок важно осмотреть конечности на наличие застрявших камней, сучков и т. д

При необходимости копыта чистят.

Осмотр зубов. Важны регулярный осмотр и своевременное обращение к ветеринарному доктору при выявлении механических повреждений.

Кормление и поение

Русский тяжеловоз неприхотлив в еде, долгое время может обходиться грубыми кормами (сено, солома) или подножными кормами (зелёная масса на пастбищах)

Для сохранения высокой продуктивности и работоспособности в рацион важно вносить и концентрированные корма (зерно злаковых и бобовых). Рекомендуется 5-разовое кормление, примерный дневной рацион указан в таблице:

Продукт Количество
Сено до 13 кг
Овёс до 7 кг
Морковь, кормовая свёкла до 2 кг
Отруби до 1,5 кг

Необходимы брикеты с солью для обогащения рациона минеральными веществами. Воду дают 2 раза в день, комнатной температуры (около 20 °C); также часто используют автопоилки. Жерёбым кобылам рацион увеличивают на 30 %.

Важно! Перекармливание русского тяжеловоза провоцирует воспаление копыт и потерю работоспособности. Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного

В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе

Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного. В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе.

Содержание и уход

Одним из главных качеств, наряду с устойчивым рысистым ходом, которое хотели получить граф Орлов и его последователи, выводя породу орловских рысаков, была неприхотливость животного. Особенно актуально это было при участии орловцев в военных походах. Для комфортного существования лошадей и для проявления ими своих лучших качеств им необходимы уход, должные условия содержания и полноценное питание.

Требования к конюшне

Для столь крупного и энергичного животного требуется достаточно просторная конюшня со стойлами 3 х 3 м. Температура зимой может кратковременно даже снижаться до минусовой, и орловские рысаки и их жеребята переносят её достаточно легко при условии полного отсутствия сквозняков.
Однако в тепле лошади чувствуют себя более комфортно, поэтому стены конюшни утепляют (например, пенопластом), а на деревянный пол кладут подстилку слоем не менее 20 см из:

  • опилок;
  • соломы;
  • сена;
  • сухого торфа.

Важно! Ночью в конюшне для полноценного отдыха лошадей требуется темнота, поэтому искусственное освещение необходимо на ночь выключать.

Особенности кормления

Первоначально, выводя орловских рысаков, граф Орлов его помощники в качестве основного корма для них предполагали цельный овёс зимой и подножный корм в тёплое время года. Для военных походов овёс был более компактен, нежели сено, но в мирных условиях сено вполне подходит для полноценного корма лошадей в виде грубого корма.
Сегодня полноценный рацион орловского рысака летом состоит из зелёного разнотравья с добавлением, овса, сочных кормов, концентратов и поваренной соли.

Вам также будет интересно узнать что едят лошади.

В зимний период лошадей кормят:

  • разнотравным луговым сеном;
  • овсяной соломой;
  • овсом;
  • пшеничными и ржаными отрубями;
  • морковью;
  • яблоками;
  • чёрствым хлебом;
  • жмыхом разных культур;
  • солодом;
  • кормовыми дрожжами;
  • силосом;
  • фуражным картофелем;
  • минеральными подкормками;
  • витаминными добавками в виде премиксов.

Не рекомендуется коней кормить:

  • свежим хлебом, вызывающим брожение и закупорку кишечника;
  • капустой, провоцирующей желудочное брожение, приводящее к коликам;
  • фруктами, за исключением яблок и арбузов;
  • сухофруктами, чрезвычайно опасными для пищеварительного тракта лошадей;
  • чипсами, печеньем и другими человеческими кулинарными изобретениями, которые полны красителей, консервантов и прочей вредной для животных химии.

Жеребята сразу же после рождения питаются материнским молоком, которое содержит все необходимые нутриенты. На втором месяце им начинают давать ежедневно по 1 килограмму плющенного овса, доводя это количество до 2 кг к 4 месяцу. Есть сено жеребят учат их матери на собственном примере.

Важно! Разгорячённых какими-либо серьёзными нагрузками лошадей нельзя поить ранее чем через полтора-два часа.

Кормят лошадей зимой не реже 3 раз в день, а летом, с учётом подножного корма на пастбищах, — дважды в день. Начинают кормление с грубого корма, после чего дают концентраты. Поят трижды в сутки, предваряя водопоем дачу грубых кормов (и особенно концентратов).

Уход и гигиена

Для сохранения отличного внешнего вида орловского рысака и его здоровья необходимо осуществлять за ним ежедневный уход, который заключается в следующем:

  1. Вытирание пота сухим полотенцем.
  2. Чистка шерсти после каждой тренировки специальной щёткой (чистку принято начинать с шеи с левой стороны коня). Сейчас многие чистят своих лошадей специальными пылесосами.
  3. Расчёсывание хвоста и гривы.
  4. Мытьё гривы и хвоста с использованием лошадиного шампуня.
  5. Еженедельное купание животных посредством поливания тёплой водой с добавлением мыльного спирта и соли (использовать мягкие щётки).
  6. Осмотр копыт после каждой серьёзной физической нагрузки и смазывание их смесью бараньего жира и скипидара.
  7. Предоставление лошадям условий для выгула.

Меры профилактики болезней

Для сохранения здоровья рысаков необходимо не только тщательно ухаживать за ними самими, но и следить за гигиенической чистотой их денников. Для этого следует каждодневно убирать навоз и менять загрязнившуюся подстилку (сухая подстилка — лучший способ избежать дерматита).

Узнайте сколько в среднем живут лошади.

Необходимо также минимум раз в неделю чистить кормушку и поилку горячей водой с содой. Стены денника и перегородки в нём тоже следует регулярно освобождать от загрязнения. Для профилактики заболеваний и скорой помощи при возникновении проблем со здоровьем рысака следует в конюшне иметь аптечку с:

  • мазью для копыт;
  • смесью вазелина и рыбьего жира;
  • скипидаром;
  • спиртом с солью;
  • зелёнкой;
  • перекисью водорода;
  • йодом с камфорой;
  • камфорным спиртом;
  • бинтом;
  • ватой.

Историческая справка

Данную породу начали формировать в конце XIX века. Её основой послужили бельгийские ардены — одна из старейших тягловых пород. Они не блистали экстерьером, но обладали отличными рабочими качествами.

В селекционной работе, проводимой в Российской империи по улучшению качеств бельгийских арденов, использовали брабансонов, орловских рысаков и некоторые другие породы. Первые результаты селекции были представлены в 1900 году на Парижской выставке.

Это был жеребец Каравай, улучшенная порода арденов, который получил золотую медаль выставки.

Однако селекционная работа на этом не закончилась. Усилия были брошены на создание сравнительно некрупного, сильного, выносливого тяжеловоза, неприхотливого к условиям содержания. Новая порода была создана около 1937 года, однако она получилась чрезмерно низкорослой — чуть более 140 см в холке.

Поэтому её доработка продолжилась. Наконец, в 1952 году эта работа увенчалась успехом, что выразилось в официальной регистрации новой породы, которую нарекли «русский тяжеловоз» (ранее её именовали русским арденом).

Знаете ли вы? Известно, что в США существует немало так называемых сумасшедших законов. Некоторые из них касаются и лошадей. Так, в штате Юта есть закон, по которому незамужняя женщина за езду на лошади в воскресенье может быть подвергнута заключению в тюрьму. В ряде других штатов мужчина при вступлении в брак не имеет права ездить на кобыле в одиночку до тех пор, пока не будет женат более года.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.

Основные европейские тяжеловозы

Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:

  1. першерон.
  2. шайр.
  3. брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
  4. булонский тяжеловоз.
  5. австралийский.
  6. клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
  7. суффолк.
  8. ирландский тяжеловоз.
  9. тинкер (или ирландский коб).
  10. рейнский тяжеловоз.
  11. арденская лошадь.
  12. гафлингер.
  13. норикер.

Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона.

Предлагаем ознакомиться ᐉ Кедр сибирский — полезные свойства, описание

Першерон

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Советский тяжеловоз

Главную роль в её создании сыграли бельгийские жеребцы Боже (родился в 1919 году), Эндижен де Лаваль (1923 г.р.), Клерон Реми (1910) и Полэн де Вер (1921). До сих пор в советских тяжеловозах в той или иной степени присутствует кровь этих жеребцов и их потомков. А линия Боже является лидирующей. Однако по сравнению с брабансонами будущие советские тяжеловозы были мельче, суше, подвижнее и гармоничнее. Что же касается влияния суффолков, то, к сожалению, кличек жеребцов, которые бы сыграли похожую по своему значению роль, история не сохранила.

Предлагаем ознакомиться Узнайте все о детках орхидеи фаленопсиса: как выглядят, посадка и уход

В 30-х годах ХХ века появились первые жеребята с устойчивыми породными генетическими признаками. И началось постепенное удаление брабансонов и других пород из племенного производства. Закончившееся к началу 50-х годов.

  1. рост – 160-170 см., вес – от 700 кг. до одной тонны.
  2. голова средней величины.
  3. среднедлинная обмускуленная шея.
  4. низкая холка.
  5. широкая, ровная, иногда мягкая спина и очень широкий, раздвоенный и свислый круп.
  6. широкая грудина с округлыми рёбрами.
  7. немного суховатые, но крепкие ноги средней длины.
  8. умеренная гривастость и оброслость хвоста и ножных щёток.
  9. крепкая конституция, однако у некоторых представителей могут встречаться рыхлость и серость – остаточное наследие брабансонов.
  10. главенствующая породная масть – рыжая и рыже-чалая, иногда – гнедая и гнедо-чалая.
  1. скороспелость. К полугоду жеребята весят 365 кг., а к году – 525-540.
  2. неприхотливость в содержании и способность поедать дешевые корма без последствий для своего здоровья.
  3. замечательные рабочие качества. Советскому тяжеловозу принадлежит своеобразный рекорд по грузоподъёмности, установленный жеребцом Форсом в 1957 году на соревнованиях в Тамбове, который провез груз весом почти в 23 тонны (22991 кг.) на расстояние 35 метров.
  4. высокая молочность. Рекордсменкой породы считается кобыла Рябина, от которой за 338 дней лактации было получено 6173 литра молока.
  5. спокойный темперамент.

В 2020 году подобная судьба постигла АПК «Перевозский» (Нижегородская область), также занимавшийся разведением советского тяжеловоза. Над видом нависла угроза полного исчезновения: от некогда распространённой многочисленной породы осталось лишь несколько десятков лошадей, среди которых – чемпион Раскат. Однако немногочисленные работники заводов всё ещё надеются на чудо и пытаются в тяжёлых условиях сохранить то, что есть…

Советский тяжеловоз

«В начале славных дел»

Её история начинается в далёком XVIII веке и неразрывно связана с одним из виднейших вельмож того времени, создателем знаменитого орловского рысака графом А. Г. Орловым-Чесменским (1737-1807). Поводом к началу работы послужило его стремление вывести универсальную лошадь, одинаково пригодную и для использования на войне, и для манежных упражнений. Активный участник русско-турецкой войны 1768 – 1774 г.г., в чьём богатом послужном списке среди прочих званий числилось и «поручик Кавалергардского корпуса», граф Орлов понимал необходимость для русской кавалерии иметь хорошую отечественную лошадь, которая была бы не только выносливой, но и приспособленной к суровым российским климатическим условиям.

Возможности для сравнения у него были: получив от Екатерины II в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года, приведшем её на престол, подмосковное имение Остров, Алексей Орлов начал собирать в нём коллекцию лошадей. Одних он покупал, других получал в подарок или в знак милости и буквально через десять лет мог похвастаться лучшим в России «заводом» – собранием лошадей, в котором были представлены самые распространённые в мире на то время породы.

С 1769 года

Орловский завод стал пополняться трофеями, взятыми Орловым во время сражений с турецкими войсками и флотом. Особое место среди них занимали два жеребца: белый (по другим описаниям – серебристо-серый) по кличке Сметанка и бурый Салтан I. И если Сметанка является родоначальником орловских рысаков, то Салтан I, без сомнения, с полным правом может назваться «отцом-основателем» русской верховой породы, которую сначала называли «орловская верховая». К сожалению, нет достоверных сведений относительно того, к какому виду он принадлежал. Наиболее вероятное предположение, с которым склонно согласиться большинство специалистов, относит его к ахалтекинцам. Как и Сметанка, Салтан I прожил недолго, пав жертвой неприспособленности к подмосковному климату, однако в 1777 году при его скрещении с аравийской кобылой Гульливой родился жеребёнок Салтан II. В нём впервые обозначились те черты, которые стали наиболее характерными признаками новой породы:

  1. правильный экстерьер.
  2. прекрасная породная голова.
  3. безупречные конечности.
  4. отменные сила и выносливость при относительно небольшом росте – в 155 см.

С 1778 года

Однако у жеребца был беспокойный тяжёлый характер, и, кроме того, он почти не поддавался обучению. Тем не менее своим появлением Салтан II дал необходимую основу для дальнейшей работы. И после перевода в 1778 году всего островского табуна в более благоприятное с климатической точки зрения имение Хреновое (Воронежская губерния) селекция продолжилась. Усилия Орлова были направлены на то, чтобы, с одной стороны, закрепить полученные достоинства. А с другой, избавить будущую породу от проявившихся недостатков. С этой целью им впервые в отечественном коннозаводстве было применено многократное воспроизводительное скрещивание. Получаемый при селекции молодняк постоянно испытывался в манежной езде. И по итогу этих испытаний в племенной состав отбирались лишь те лошади, которые не только соответствовали экстерьерному стандарту, но и показывали прекрасные результаты. Обладали отличными движениями, энергией и покладистым спокойным нравом. Максимальный рост всех представителей будущей породы не превышал 160 см и в среднем составлял от 152 до 158 см.

Иппологи подсчитали, что в общей сложности в создании первой русской верховой лошади приняли участие шесть пород:

  1. чистокровная английская.
  2. арабская.
  3. азиатский аргамак (возможно, имеется в виду ахалтекинец).
  4. испанская.
  5. липицианская.
  6. фредериксборгская (старейшая датская порода, известная ещё с XVI века).

Лошади последних трёх пород считались в те времена настоящими королевами манежа.

Уже первые результаты селекции были достаточно впечатляющими. Среди потомства, полученного от Салтана II, выделялись четыре жеребца: Добровольный I, Свирепый I, Свирепый II и Постоянный I. Каждый из них стал родоначальником отдельной линии, а Свирепый II, целиком соответствовавший заданному Орловым стандарту, стал вдобавок его любимой лошадью.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Общее описание коней

Если посмотреть на Орловского рысака, можно заметить, что у животного большая голова с выразительными большими глазами. Шея естественно изогнутая и длинная, а грудь широкая и глубокая. Тело имеет хорошо выпуклые ребра, длинную спину, оно мускулистое на всем протяжении. Ноги сильные, с четко выраженными сухожилиями и выдающимися суставами.

Рысаки обладают довольно большими копытами и невероятной выносливостью. 

В целом, эта порода впечатляет своей быстротой и ловкостью. Такое строение тела позволяет ему быть мощным, легким и элегантным одновременно.

Существует 3 типа экстерьера орловских лошадей: сухой (легкий), промежуточный (“средний”), массивный (напоминает тяжеловоза). Из  8 основных линий породы орловцев, линия  Пиона признается ведущей как по количеству коней производителей, так и по экстерьерному и резвостному качеству будущего потомства.

В наше время орловские кони могут использоваться для конкура либо выездки. Но основное предназначение остается, конечно же, за постоянным участием в рысистых бегах.

Тяжеловоз-легенда

При упоминании о русских тяжеловозах в памяти невольно всплывает полузабытое ныне слово «битюг». Словарь Ожегова трактует это слово как нарицательное обозначение любого крупного коня, предназначенного для тяжёлых работ, однако данное значение появилось у этого слова уже в наши дни. Дело в том, что битюг был единственным русским тяжеловозом, известным с очень древних времён.

Среди историков и знатоков живописи существует вполне обоснованное предположение, что битюг как лошадь Ильи Муромца изображён на знаменитой картине русского живописца В. М. Васнецова «Три богатыря» (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Не верить этому предположению оснований нет, поскольку известно, что к созданию своих полотен великий художник подходил очень тщательно.

Предлагаем ознакомиться Утепление железной крыши

В частности, ради создания этой картины он брал для своих натурщиков напрокат одежду древнерусских воинов из запасников Исторического музея и изучал все имеющиеся на тот момент источники по истории и быту Древней Руси. Косвенным подтверждением этой версии может также служить поставленный в Воронеже памятник богатырскому коню, который внешним видом очень напоминает битюга.

Названием же это слово стало лишь в XVIII столетии. Связано оно с местом выведения тяжелоупряжной лошади – долиной одноимённой реки, левого притока Дона, протекающего по территории современных Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. По дошедшим до нас описаниям, русский битюг, которого смело можно назвать пращуром всех российских тяжеловозов, выглядел так.

Описание:

  1. высота в холке до 178 см. После селекции с другими породами – в частности, с рысаками – рост битюга стал составлять 155-165 см.
  2. широкие грудь, крестец и спина.
  3. удлинённый круп.
  4. крепкое и длинное туловище.
  5. сухие, но крепкие ноги с развитыми щётками и плотными копытами.
  6. длинная грива.
  7. волнистый хвост.
  8. основные масти – гнедая и серая. Иногда встречались рыжая и пегая.

Характер

По характеру же, если верить отзывам, это была спокойная, трудолюбивая, добрая, лёгкая в обращении и покладистая лошадь. Битюгов использовали не только для перевозок, но и по примеру древнерусских богатырей для езды верхом. К сожалению, эта лошадь не была свободна от недостатков, к которым относились тонина конечностей и плохо развитый окорок. Некоторые эксперты также отмечают, что у битюга была слаборазвитая как для настоящей тяжеловозной породы спина.

Кроме того, их кровь разбавлялась и поглощалась при селекции с породами западноевропейского происхождения. В наше время, как мы уже упоминали, от породы осталось лишь нарицательное слово. Правда, некоторые историки и исследователи предполагают, что перед исчезновением битюгов с их помощью сумели вывести новую породу – воронежскую упряжную. Действительно, в её облике есть что-то от полулегендарного битюга.

Битюгов

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector