Разновидности граблей для мотоблока и можно ли сделать своими руками: изучаем по порядку

Самодельные грабли

Следует отметить, что стоимость граблей заводского производства довольно высока, поэтому многие мастера изготавливают эти приспособления своими руками. Естественно, результативность и скорость выполнения работ в этом случае будет ниже промышленных вариантов, но если речь идет о небольшом хозяйстве, то способ вполне оправдывает себя.

Чтобы сделать такие грабли, необходимо подготовить все основные инструменты и расходные материалы:

  • колеса размером 0,4 м;
  • стальная ось, выполненная из трубы;
  • стальные прутья с диаметром 0,7-0,8 см для создания рабочего устройства;
  • дышло;
  • пружины.

Для начала следует сделать колеса и ось – это очень важный этап, поскольку именно они становятся остовом, на котором удерживается целая конструкция. Обычно колеса заимствуют от ненужного садового оборудования, например, от поломанной зерновой сеялки. Также колеса можно купить в магазине – самые дешевые модели стоят примерно 1,5 тысяч рублей.

Из колеса следует вынуть подшипник, затем – найти стальную полосу толщиной не больше 2 см, шириной – до 4,5 мм и длиной примерно 1,8 м. Эту полосу обкручивают об оба диска, а затем приваривают по торцевой стороне. В результате ширина протектора примерно будет равняться 4 см.

Затем следует выполнить крепление оси. Для этого берут подходящую к размерам отверстия колес стальную трубу и аккуратно продевают ее таким образом, чтобы она немного выступала. На внутренней поверхности колеса крепят с двух сторон специальные стопорные кольца, а с внешней – буром делают небольшие отверстия для шплинта – они выглядят как крепежи в форме полукруглого острого стержня.

В самом центре трубы необходимо сделать метку, а затем просверлить отверстие в 2,9-3,2 мм и вставить шплинт. В случае если он у вас под рукой отсутствует, – сгодится электрод от сварочного устройства – ему придают специфическую для шплинта петлеобразную форму и обивают оплетку.

Чтобы было легче фиксировать рамку, нужно приделать пару стальных квадратов на удалении 10-15 см от каждого колеса, при этом планки должны иметь не менее 2 см в ширину и 10 см в длину, а толщина металла должна равняться примерно 2 мм.

Очень важный этап – усиление конструкции. Для этого делают специальные горизонтальные опорные стойки из металлопрофиля. Вам понадобится два квадрата длиной примерно 1,2 м с параметрами 25х25 мм – их надо закрепить параллельно по отношению друг к другу. Если по окончании этих манипуляций вы заметите, что длина оказалась различной, следует убрать излишки болгаркой.

Потом необходимо смонтировать дышло. Чтобы сделать эту работу верно, рулеткой вымеряют расстояние между опорами, разделяют его на два и получают тот центр, куда и надо прикреплять дышло. Обычно для его изготовления используют трубу диаметром от 30 мм и более, а длина приспособления должна составлять порядка 1,5 м. Следует отметить, что чистая масса граблей составляет примерно 15 кг (без дополнительного усиления колес и оси и опор), поэтому чтобы снизить риск излома мототехники и сделать установку стойкой к механическим повреждениям, крепят пару металлических пластов квадратной формы размером 15*15 мм. Они прикрепляются в наиболее уязвимых участках, при этом первую параллель крепят в центре между обеими стойками, а вторым функциональным усилением станет тяга, которая отвечает за эффективный подъем и опускание граблей.

После того как каркас граблей готов, следует сделать лишь планку, затем – приварить к ней упругие пружины и зацепить все это к тяге. Для изготовления планки будет нужна труба размером 30 мм в диаметре. В случае если она будет длинной, то следует просто отрезать лишнее – в работе нужно не более 1,3 метров – это и будет основная рабочая ширина оборудования.

​​​​​​Для фикссации верхней планки к изготовленным стойкам по горизонтали приваривают пару 10-15 см отрезков труб диаметром около 40 мм, затем сквозь их продевают свободную ось – в результате получается цельная конструкция, в которой верхняя труба легко проворачивается вокруг собственной оси

Чтобы снизить вероятность ее выскальзывания и закрепить в требуемом положении, следует по обеим сторонам установить стопорные кольца либо самые обычные штифты. После этого следует снова поработать с тягой: по центру ее верхней планки цепляют стальной уголок и приваривают, к нему фиксируют тягу с одного конца, а с другого – закрепляют поодаль от середины дышла. После этого остается только приварить пружины и приступать к тестированию техники.

Подробности смотрите далее.

Описание инструмента

Валкообразование является одним из основных этапов уборки сена. Поэтому спрос на эффективно осуществляющие такую операцию грабли ворошилки постоянно растет. На сегодняшний день разработано несколько типов и модификаций подобного оборудования для трактора. Наиболее востребованы среды них роторные и колесные навесные модели.

Тракторные роторные ворошилки представляют собой колесно-пальцевую конструкцию, основой которой являются утолщенные трубы-роторы. На этих горизонтально вращающихся роторах закреплены при помощи пружин с несколькими зубцами сгребающие сено пальцы. Это обеспечивает равномерность нагрузки на устройство и хорошее воспроизведение рельефа обрабатываемой территории.

Вращающий момент передается роторам посредством карданного типа шарниры подобно автомобильным штрусам, что обеспечивает равенство угловых скоростей. Привод плавный и имеет защиту от самопроизвольного запуска при транспортировке. Данного типа тракторные ворошилки обладают возможностью регулировки высоты ворошения и угла атаки. Они не имеют собственного хода и навешиваются на колесный трактор, работая через систему гидравлики и вал отбора мощности.

Колесные грабли представляют собой навесную на трактор конструкцию из закрепленных на консоли плавающего типа колес. На них установлены согнутые проволочные пальцы-пружины для ворошения сена. Поскольку внешне такое устройство напоминает нарисованное детской рукой солнышко, то именно такое народной название получили эти тракторные ворошилки.

Эффективность их работы увеличивается за счет того, что колеса располагаются под углом относительно направления движения трактора и несколько перекрывают зоны вращения друг друга. Плавающая подвеска обеспечивает прекрасную амортизацию, поэтому ворошилка хорошо справляется с неровностями рельефа, легко преодолевая оросительные каналы и насыпи. Колеса у нее взаимозаменяемые и каждое из них закрепляется на двух подшипниках, что увеличивает срок эксплуатации устройства и облегчает ремонт. Вращение колес независимо и осуществляется посредством кардана, цепной или ременной передачи. Поэтому такие грабли ворошилки можно применять в качестве навесного оборудования для трактора, минитрактора или мотоблока.

В зависимости от модели для трактора выпускаются устройства с четырьмя и пятью колесами. Разница между ними заключается только в ширине захвата, что определяет скорость работы и продуктивность ворошения и сгребания скошенной растительности в валки на поле одинакового размера. Также подобные грабли ворошилки нередко делают своими руками. Как правило, эти самодельные устройства предназначены для навеса на используемый в хозяйстве небольшой трактор или мотоблок.

Как сделать грабли на трактор – изучаем алгоритм в деталях

В устройстве и принципе действия граблей для трактора нет абсолютно ничего сложного. В связи с этим некоторые фермеры предпочитают экономить деньги на покупке заводских моделей ворошилок, изготавливая оборудование самостоятельно. В итоге удается собрать эффективные конструкции, которые по своей надежности и функциональности практически ничем на уступают рыночным моделям.

Вместе с тем, чтобы добиться желаемого результата, потребуется тщательно изучить чертежи, в которых должны быть указаны размеры всех деталей и место их монтажа в конструкцию.

После ознакомления со схемами можно приступать к непосредственной сборке.

Алгоритм действий должен выглядеть следующим образом:

  1. Вначале необходимо сделать прочную и устойчивую к ударам раму. Ее габариты напрямую зависят от тягового класса имеющегося в хозяйстве трактора. Средней считается ширина охвата граблей в 3,5 м при длине оборудования в 2,5 м;
  2. Форма изготавливаемой рамы может напоминать стрелу башенного крана – такого рода конструкция будет обладать высокой надежностью и грамотным распределением рабочих нагрузок. Размеры одной из частей рамы должны соответствовать габаритам с навеской, а другая – постепенно сужаться к краю. С целью изготовления прочного каркаса лучше всего воспользоваться уголками , а также круглыми или квадратными трубами;
  3. Чтобы оборудование могло функционировать, его потребуется снабдить ротором. Последний должен приводиться в движение посредством карданного вала, с ролью которого может справиться задний мост легкового авто – он оборудован всеми необходимыми для работы шестернями;
  4. Чтобы эффективно использовать самодельные грабли, потребуется снизить количество оборотов вращения ВОМ. В большинстве тракторов последний вращается со скоростью минимум 540 об/мин. Этот показатель слишком большой для эксплуатации ворошилки, в связи с чем орудие необходимо оборудовать понижающим редуктором;
  5. Вложенную в редуктор мощность необходимо разделить на 2 отдельные передачи. Первая будет отвечать за сбор сена, а другая – за формировку валков. Скорость вращения вала, при этом, должна составлять 80 и 20 об/мин. соответственно;
  6. С ролью ротора хорошо справиться автомобильный диск, к которому понадобится приварить 10 одинаковых трубок. В итоге должно получиться своеобразное солнышко, диаметром примерно 3,5 м. В трубках нужно просверлить по несколько отверстий с шагом 50 см друг от друга. Такое решение даст возможность регулировки ширины охвата и облегчит перевозку граблей;
  7. В конце потребуется сделать зубья. Для их изготовления своими руками следует воспользоваться инструментальным или другим прочным металлом. К ротору зубцы нужно крепить посредством резьбы или сварки.

Созданная таким образом ворошилка для сена на трактор подойдет для эксплуатации с агрегатами, которые относятся к тяговому классу 0,9–1,4. Это позволяет устанавливать грабли на ХТЗ трактор и сельскохозяйственный машины других марок.

Применение граблей-ворошилок

После проведения покосных работ следует подготовить траву к превращению ее в сено. Это означает, что необходимо сформировать валки, время от времени переворачивать, собрать в тюки или рулоны. Заводские или самодельные грабли ворошилки собирают скошенную траву в валки и при необходимости переворачивают их для просушки. Чтобы пользоваться сеноуборочным оборудованием применяют мотоблоки, минитрактора, трактора и даже лошадей. Это намного эффективнее, чем работать ручным инструментом. Можно выполнять следующие операции:

  • загребание скошенной растительной массы;
  • ворошение травы;
  • оборачивание и разбрасывание валков;
  • сдваивание расположенных рядов валков.

Изготовленные своими руками грабли для минитрактора обладают рядом преимуществ. Устройство более эффективно, в сравнении с ручным инструментом, легко транспортируется к площадке хранения и занимает мало места. Доступная цена, а также нет проблем с покупкой запчастей.

Все ворошилки можно разделить на несколько видов. Так, например, грабли различаются по вращению рабочих элементов при образовании валков поперечные и боковые. Также их разделяют по типу рабочих механизмов:

  • колесно-пальцевые, позволяющие делать валки необходимого размера. Данный вид может работать только с сухой растительной массой и это, пожалуй, единственный недостаток. Благодаря продуманности конструкции грабли ворошилки этого типа отличаются хорошей производительностью и считаются наиболее практичными;
  • барабанные или роторные, отличающиеся прочностью конструкции и независимым расположением сгребающих колес. Считаются наиболее дорогостоящими моделями на рынке сельхоз оборудования, но это оправдывается их функциональностью. Этот вид оборудования может не только переворачивать скошенную растительную массу, но и формировать из нее аккуратные валки;
  • зубовые ворошилки. Благодаря конструкции возможно изменение углов наклона рабочих элементов.

По типу тяги оборудование бывает тракторным и лошадиным. Второй тип может использоваться вместе с мотоблоком. Установка заводских или самодельных грабельвозможна тремя способами:

Роторные ворошилки считаются наиболее дорогими, поэтому многие предпочитают делать своими руками, тем более что с запчастями нет никаких проблем. Их можно приобрести в специализированных магазинах или снять со старой техники. Сделать самостоятельно грабли не так уж сложно, было бы желание и опыт обращения со слесарным инструментом.

Пошаговая инструкция

Вначале нам необходимо изготовить раму, длина которой будет напрямую зависеть от захвата роторных граблей. Максимальный охват граблей не должен превышать 3,5 метра. В этом случаи длина рамы будет равна 2,5 метрам. Но а ширину выбираем в зависимости от крепления для навесного оборудования трактора.

Форму можно придать наподобие стрелы башенного крана, так как с нагрузкой именно она лучше всего справиться. В итоге мы должны получить форму, которая с одной стороны равна ширине крепления, а со второй, которая постепенно идет на сужение.

Далее приступаем к созданию ротора. Идеальным вариантом для этих целей может стать задний мост автомобиля. Еще одно преимущество данной детали заключается в том, что достать его не так уж и сложно, так как практически на всех старых автомобилях он в исправном состоянии.

Теперь же нам нужно подумать о понижении передачи, так как стандартные 540 об/мин ВОМ для трактора достаточно много. Лучше всего организовать две передачи, одна из которых способна обеспечить скорость до 80 об/мин, а вторая примерно 20. В этом случаи роторные грабли можно использовать, как для сгребания, так и для ворошения.

Как вариант, вал проходящий через корпус можно разделить на две части. Затем смещаем их на одинаковый угол в противоположные стороны (вверх низ).

Часть со стороны трактора крепим к раме при помощи подшипников и металлических пластин, а вторую часть пружинами натягиваем к днищу корпуса. По бокам (из труб) делаем ограничители хода по горизонтали.

После этого надеваем шестерни на вал и соединяем их цепью. Чтобы сменить передачу меняем шестерню и длину цепи на валу ротора, так как благодаря пружинам компенсируется разница в диаметре шестерней.

Весьма неплохим решением в качестве ротора может также стать и автомобильный диск, на который (чтобы расходились от центра) привариваем 10 трубок с внутренним диаметром в 50 мм. Их также усиливаем пластинами. Длина самих трубок должна составлять примерно 400 мм. Нарезаем трубки с наружным диаметром в 50 мм и вставляем их на 150 мм вглубь труб на роторе. При этом общий диаметр получившегося ротора должен составить не более 3,5 м.

Далее в трубках проделываем несколько сквозных дырок, чтобы можно было бы продевать болт для фиксации.

Теперь же делаем сами грабли. В трубках ротора просверливаем отверстия по диаметру прутьев с шагом в 50 мм. Далее продеваем прутья, после чего, чтобы концы не касались земли, еще и обрезаем. Затем привариваем их. Но при наличии специального инструмента для нарезания резьбы, можно также и сверху зафиксировать гайкой, предварительно приварив фиксирующее кольцо снизу.

Приспособление оптимизирует работу при ворошении покосов низкостебельных растений и сборке сена. При помощи мотоблока или тракторной машины оборудование позволяет:

  • собирать высохшую траву в кучки;
  • ворошить скошенное, гарантируя равномерную просушку сена;
  • оборачивать и разбрасывать валки сена;
  • сдваиевать соседние валки подсохшей травы;
  • очистить территорию после уборки урожая.

Подобную работу можно выполнять вручную или с помощью лошади. Однако использование физически затратного ручного труда может оправдать себя только на небольших участках (дачный участок, сад). В остальных случаях целесообразно использовать навесные грабли ворошилки на трактор. Они помогут быстро и качественно справиться с поставленными задачами.

Принцип работы и конструктивные особенности

Чтобы навесные грабли нормально работали, необходимо выбирать оборудование исходя из тягового класса трактора. Наиболее популярные модели, предназначены для работы с мини-тракторами, соответственно не обладают широким охватом и подходят для использования на небольших площадях.

С тяжёлыми тракторами выгодно использовать широкозахватное оборудование. Если не учитывать эти нюансы, не получится достичь максимальной эффективности агрегата.

Грабли колёсно-пальцевые гкп-6.1

Навесные грабли могут состоять из одной или нескольких секций. Практически все модели имеют собственные колёса, соответственно относятся к категории полунавесного оборудования.

Стоит отметить, что обычно привод идёт только на одно колесо. Положение рамы изменяется за счёт регулировки ведущего колеса. К раме крепятся секции со стальными зубьями.

Именно они являются рабочей частью оборудования.

Зубья сделаны из высокопрочного материала, поэтому не получают механических повреждений даже при столкновении с камнем или мусором.

В зависимости от конструкции, грабли для сена можно разделить на три группы:

  1. Роторные. Пожалуй, это самые дорогие модели на рынке сельскохозяйственного оборудования. Роторные грабли довольно функциональны: они могут не только ворошить траву, но и формировать валки. Стоит отметить, что практически все модели могут работать в автоматическом режиме.
  2. Колёсно-пальцевые. Это оборудование может использоваться для работы только с сухим скосом. Это является единственным недостатком изделия. Благодаря продуманной конструкции, колёсно-пальцевые агрегаты показывают неплохую производительность, по праву считаясь самыми практичными изделиями.
  3. Поперечные. Самые простые по своим техническим характеристикам агрегаты. Такие грабли не ворошат скос, а только сгребают его в валки. Производительность оборудования напрямую зависит от ширины охватываемой площади и мощности тягача. Однобокость работы компенсируется низкой стоимостью оборудования.

Как сделать самодельные грабли на мотоблок?

Умелые фермеры уже научились создавать действительно функциональное и надежное оборудование, поэтому сомневаться в эксплуатационных свойствах и долговечности результата не приходится. Если серьезно подойти к процессу и использовать чертежи, все наверняка получится на высшем уровне.

Работаем над формированием оси и колес

Шаг 1. Создаем колесо из металла Для начала необходимо взять непригодный диск для зерновой вспашки диаметром не более 40 см. После выбивания внутреннего подшипника, можно оставить его внутри и поместить туда прут из металла.

Затем берем металлическую полоску, и, обкрутив ее вокруг диска, аккуратно привариваем. В итоге получим колесо с довольно широким протектором.

Шаг 2. Делаем и монтируем ось Металлический прут продеваем в «колеса». Нужно, чтобы он «выглядывал» из диска на пару десятков миллиметров. Важный момент: стопорное кольцо должно быть наварено с внутренней стороны, а снаружи просверлено стопорное отверстие для шплинта.

С помощью электрической дрели создаем посадочное место точно в центре прута. В качестве шплинта можно пустить электрод (3мм).

Шаг 3. На оси создаем места для дальнейшего крепления к каркасу Чтобы в будущем грабли было удобно эксплуатировать, можно создать крепления специального плана для рамки из металла. Речь идет о двух пластинах, размещаемых на расстоянии 100 мм от каждого колеса.

Используя сварочный инвертор, следует прикрепить к оси несколько металлических планок. Не стоит забывать, что самодельные грабли получатся весьма тяжелыми, поэтому нельзя игнорировать установку усилений косого плана между осью и деталями сооружения.

Монтируем дышло и стойки

Шаг 1. Прикрепляем косые опоры под наше творение Используем несколько квадратов (из металла) и привариваем их строго по параллели между собой к оси. Если же длина будет разной, с помощью болгарки можно откорректировать оплошность.

Шаг 2. Прикрепляем дышло После измерения расстояния между опорами, вычисляем центр, где будет дышло. В ход пойдет стандартная толстостенная труба (диаметр 30 мм). Ее высота зависит от пожеланий владельца. Использовать следует именно толстостенный вариант, ведь грабли поддаются невероятной нагрузке, которую они должны выдерживать.

Шаг 3. Готовим зацеп дышла Человек может приварить обычную трубу или же выгнуть ее в С-образной форме. Многое зависит от удобства и предпочтений мастера. Главное, чтобы дышло не «прыгало» из стороны в сторону.

https://youtube.com/watch?v=1Tmgrr-XfQQ

Заботимся о системе усилений

Ожидается, что в итоге грабли получатся довольно тяжелыми – не меньше 15 кг. Дабы избежать поломок, можно связать слабые места с помощью металлических квадратов 15х15. Этот вариант усиления проводится в середине стоек, а после связки между собой в центре параллельного усиления следует приварить подкос.

Опускающая и поднимающая грабли тяга станет еще одним типом верхнего усиления. С ее помощью устройству удастся избежать боковой неустойчивости.

Работаем над планкой граблей

Шаг 1. Прикрепляем ось граблей Создаем рабочий захват прибора, отрезая от трубки 1,5 метра. Затем к стойкам прикрепляем горизонтально с помощью сварочного аппарата две трубки, в которые и помещаем ось. В итоге выходит труба, спокойно крутящаяся по кругу в креплении.

Шаг 2. Создаем «ушко» Берем трубу и к ее верхнему углу аккуратно привариваем тягу. Что касается второго конца этой самой тяги, то он будет сидеть на эксцентрике, доставая до центра дышла. При нажатии на ручку, грабли будут то опускаться, то подыматься.

Шаг 3. Навариваем пружины Можно приобрести их отдельно, а можно купить 20 метров проволоки-нержавейки и самостоятельно выгнуть детали С-образной формы. Приварить их можно к уголку или же просто поместить в специальное отверстие, созданное с помощью дрели.

После завершения всех работ желательно тщательно смазать все компоненты солидолом. Причем совершать эту процедуру следует постоянно, чтобы избежать поломок или перегревания деталей.

https://youtube.com/watch?v=u1aNWxoMfYc

Делаем своими руками полезные грабли ворошилки

У многих фермеров возникает вопрос, как сделать грабли-ворошилки самому. Современные, давно прошли те времена, когда сено ворошили и собирали ручными граблями.

Сейчас с этим успешно управляются грабли-ворошилки навесные, оборудованные для тракторов, минитракторов и мотоблоков.

Ворошитель типа Солнышко

На данный момент разберемся с конструкцией ворошителей для мотоблоков и минитракторов типа Солнышко. Для мотоблоков лучше использовать вариант трехколесной ворошилки, для тракторов подходят пятиколесные. Что все-таки пригодится, нам понадобится стальная труба, проволока 4-7 мм, стальные листы шириной 4 мм.

Из стальной трубы мы изготовим сварную раму, на в какой требуется установим крепления, куда будут крепиться колеса. Диски рабочих колес вырежем из листов стали. Из проволоки мы изготовим пальцы, которые будут сгребать скошенную траву. Нужно быть заменяемы. Прикрепим их к дискам болтами.

Чтобы установить каждое колесо, станем} {знакомиться использовать два подшипника, размещенных в ступицах. Лучше установить ступицы от классической модели ВАЗа, когда находятся конические подшипники.

Ее конструкция должна содержать регулировку с применением пружин из стали.

Колеса и ось – делаем надежную основу

Их поперечник должен составлять от 0,3 до 0,4 м. Вынимаем внутренний подшипник. Далее находим металлическую полосу шириной наименее 3.5 мм, шириной 4 см и длиной до 1,7 м. Обкручиваем полоску вокруг первого и второго стального диска и привариваем ее по торцу. Ширина протектора готовых колес составит 4 см.

Мотоблок своими силами

На данный момент приступаем к установке оси. Подбираем подходящую по поперечнику отверстия в колесах металлическую трубу, продеваем ее так, чтобы она выступала снаружи на 1-2 см.

Делаем метку в центре трубы, сверлом поперечником 3,2.7 мм проделываем отверстие и вставляем туда шплинт. Если у вас нет шплинта, изготавливаем его из электрода от сварочного аппарата.

Придаем ему соответственный для шплинта вид петельки и оббиваем оплетку. Чтобы вам было комфортабельно крепить рамку, приварите две стальные планки в протяжении 10 см от каждого колеса.

Габариты планок должны} быть составлять 3 см по ширине и 10 см по длине с шириной металла 4 мм.

В чем преимущества

Как роторные, так и колесные грабли ворошилки для трактора сгребают скошенную растительность в валки, что упрощает в не далеком будущем тюкование пресс-подборщику.

Применяя их переворачивают пласты сена, подставляя для просушки под солнечные лучи и обдувание ветром подходящую сторону валка и ускоряя тем процесс сушки покосов.

Тракторные роторные модели обладают хороший скоростью и являются неплохим орудием на работе с требующими бережного обращения культурами (например, люцерной). Также трактор с такого типа ворошилкой просто управится с влажным или тяжелым сеном.

Пальцы в движении такой ворошилки не только переворачивают скошенную растительность, но взбивают ее, увеличивая тем вентиляцию в валках сена. Трактор с похожим навесным устройством обрабатывает поле с наименьшими потерями скошенной листвы при заготовке сена кормовых культур. Не считая всего остального такую конструкцию типа солнышко для малеханького трактора или мотоблока сделают на дому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector