Делаем прицеп для перевозки пчёл своими руками

Как подготовить ульи к перевозке?

При перевозке ульев в весеннюю погоду, когда на улице еще не устоялась жаркая температура, специальных условий не требуется. В ульях укрепляются рамки, чтобы они выдержали толчки во время движения машины.

Для стандартных ульев предусмотрены специальные рамки. При установке ульев в перевозочное транспортное средство, по периметру размещаются рамки с разделителями, обеспечивающие им неподвижное состояние. Если специальные рамки отсутствуют, их можно заменить брусьями, скрепленными гвоздями.

В летний период многие рамки уже могут быть заполнены медом. При перевозке их необходимо отобрать. Если этого не сделать, во время движения машины рамка может упасть на расплод и пчел, в результате чего те погибнут.

После медосбора пчелы перевозятся не в ульях, а вместе с гнездами, в которых содержится мед. Улья не закрепляются только в том случае, если у них прибитые донья.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Прицеп для перевозки пчел может отличаться по конструкционным характеристикам, известные разновидности представлены ниже.

На легковом ходу

При небольшом количестве ульев достаточного небольшого по размерам автоприцепа, используемого для перемещения грузов.

На один подобный борт вмещается около 20 домиков. Они могут там находиться весь период цветения медоносов.

После приобретения подобной модели ее нужно немного доделать:

  • обустроить крышу;
  • создать механизм для облегченной установки и снятия ульев.

Легковые варианты характеризуются небольшой массой и простотой транспортировки.

К недостаткам относят значительную тряску, возникающую в момент движения, что требует дополнительного фиксирования домов ремнями.

Второй минус — малая вместительность, в отличие от других типов, что приводит к необходимости совершения несколько заездов подряд для перевозки большой пасеки.

Платформа для Орион-9

Павильоны

Особенностью павильонной конструкции является отсутствие привязки к транспорту, что позволяет размещать в ней пчелиные семьи постоянно. На 5 м2 вмещается около 50 ульев.

Разновидности павильонов представлены:

  • стационарными — не могут применяться для мобильной формы пчеловодства;
  • кассетными — в них находятся отсеки для размещения домиков;
  • колесными — используются для постоянного перемещения ульев к местам произрастания растений, подходящих для сбора нектара.

Павильонные типы считаются более удобными, чем на легковом ходу.

Автоприцеп-павильон

Платформы

Платформенные пчеловодные прицепы лучше остальных приспособлены под кочевую пасеку. Они изначально сформированы для транспортировки, что позволяет перевозить дома на большие расстояния.

На них установлены стойки и борта, что помогает разместить одновременно около 50 ульев. Существуют установки и с двумя ярусами.

Плюсы подобных изделий представлены:

  • отсутствием необходимости периодической загрузки и выгрузки ульев;
  • возможностью создания крыши, закрывающей от дождя и прямых солнечных лучей;
  • меньшей тряской семей пчел при поездках по сравнению с легковыми автоприцепами, особенность связана с меньшей массой установки, что снижает стресс у насекомых.

При выборе подходящего транспорта пасечник должен ориентироваться на имеющееся количество ульев, удаленность территорий с подходящими растениями.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перевозки ульев очень важны для процесса пчеловодства, но несоблюдение правил при транспортировке может навредить насекомым, поэтому, приступая к кочеванию, необходимо хорошо подготовиться.

Существуют такие виды прицепов, предназначенных для перевозки ульев:

  • прицеп легкового авто;
  • платформа;
  • павильон.

Перемещать ульи на небольшое расстояние можно самостоятельно с помощью тележки — такая транспортировка на маленькой телеге будет многим вполне по силам.

Прицеп для легкового автомобиля

В кузове грузового авто осуществляют транспортировку ульев на большие расстояния. Маленькие пасеки можно перевозить в прицепе легкового автомобиля.

Знаете ли вы?Одна пчелиная колония насчитывает 50 тыс. особей и весит 5 кг.Чтобы при переезде не нанести вред пчёлам, необходимо соблюдать такие рекомендации:

Для уменьшения воздействия вибраций на насекомых при движении машины нужно устелить днище платформы соломой.
Соты должны размещаться параллельно бортам машины.
Соблюдайте интервал между ульями в 10 см.
Грузить и выгружать пасеку следует с предельной осторожностью.
При движении автомобиля рекомендовано выдерживать скорость не более чем 50 км/ч.
Плотно укрепите рамы, чтобы при движении они были неподвижны.

Платформа

Платформа представляет собой миниатюрную пасеку на колёсах вместимостью в 50 ульев. Она бывает одноосной или двухосной.

  • Достоинства использования платформы:
  • может быть многоярусной;
  • есть возможность установки накрытия, оберегающего ульи от дождя и солнца;
  • вертикальное расположение пчелиных домиков позволяет упростить процесс извлечения сот.

Павильон

Транспортировочный павильон не только служит средством перемещения пчелиных домиков, но и является их постоянным местом хранения. Обычно павильоны разделяют на рабочую и бытовую части. Павильон объёмом в 45 м³ может вмещать 30 домиков, размещенных в 3 яруса по 5 домиков с каждой стороны платформы.

Выделяют 3 вида павильонов:

  • стационарные, которые не имеют колёс для перемещения;

  • передвижные;
  • кассетные — имеют ячейки под пчелиные домики.

Мобильная платформа

Одной из разновидностей прицепа является платформа для перевозки пчел

Она делается на основе ходовой части заводского прицепа с соблюдением важного условия – не нарушать допустимую правилами дорожного движения ширину платформы. Поэтому чтобы была возможность перевозить большое количество ульев, её удлиняют. Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками

К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев

Прицеп-платформа – это мало затратный вариант пасеки, если её сделать своими руками. К тому же она крепится к любому автомобилю и может вмещать до 50 ульев.

Такой тип конструкции для перевозки пчелиных семей имеет ряд преимуществ перед павильоном и автомобильным прицепом:

  • меньше чем прицеп подвержена тряски при переезде, а значит более комфортна для пчел;
  • конструкция может быть как одноярусной, так и многоярусной, в зависимости от количества пчелиных семей;
  • ульи не спускают на землю, что явно облегчает труд пчеловода;
  • на случай дождя и в качестве защиты от солнца на платформе легко устанавливается крыша.

Самостоятельная постройка платформыДля постройки платформы своими руками понадобится:

  • автомобильный прицеп (ОЗПТ);;
  • квадратная труба 2,5х5 см — 1200 см;
  • квадратная труба 2х4 см — 2400 см;
  • уголки 4х180 см — 3 шт.;
  • уголки 3,5х240 см — 2 шт.;
  • труба 20х240 см — 3 шт.;
  • пластиковые панели 10х180 см — 24 шт.;
  • лист тонкого железа, равный размеру платформы;
  • профиль — 1 м.;
  • подшипники — 8 шт.;
  • пластмассовые панели для крыши;
  • сварочный инвертор;
  • угольник;
  • доски.

Рессоры и пружины

После того как инструментарий и материалы подготовлены, можно приступать к постройке платформы своими руками.

Рама, петли, пол

Раму прицепа удлиняют на один метр квадратными металлическими трубами с помощью сварки. На мост устанавливают рессоры с пружиной от УАЗика.

Выдвижная средняя часть на салазках

Из металлических труб (2,5х5 см) делают раму 240х180 см, которую закрепляют квадратными трубами. Дно рамы закрывают листом железа.

Установка крыши из уголков и панелей

Поделив всю раму на три части, среднюю делают выдвижной на салазках из квадратной трубы 2х4. Затем приваривают петли для крепления ульев. Дышло укрепляют трубой 4х150 см.Последний этап — сооружение крыши при помощи уголков и пластиковых панелей.

Это примерная инструкция постройки платформы, которую при желании можно дополнить и изменить по своему усмотрению. Существует огромное количество альтернативных вариантов с разными подходами и конструктивными особенностями.

Виды прицепов для перевозки пчелиных ульев

Перво-наперво, полностью поймите своих пчёл и как они ориентируются на свои ульи

Это важно, потому что, если вы не примете это во внимание, вы потеряете пчёл

Пчёлы имеют радиус 3-5 км., но перемещение чего-либо более чем на 3 м
за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности
Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение. за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности

Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья

за раз может запутать пчёл, если не будут приняты надлежащие меры предосторожности. Для больших миграций пчёлам нужно будет переориентироваться на локацию улья. Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение

Они используют ориентиры, чтобы найти дорогу назад, и, если вход в улей выглядит иначе, они переориентируются, а не возвращаются в исходное местоположение.

Для перевозки ульев и пчёл используются прицепы различных конструкций и модификаций. Самые распространённые из них:

  • легковой прицеп (прицеп легкового автомобиля);
  • платформа;
  • павильон.

Для транспортировки на небольшое расстояние, например, в пределах собственной пасеки или на соседний участок, можно воспользоваться обычной тележкой или просто ремнями. Конечно, здесь лучше заручиться поддержкой соседа или партнёра по пасеке. Рассмотрим виды самодельных прицепов для перевозки пчёл более подробно.

Прицеп легкового автомобиля

Прицеп легкового автомобиля используется для транспортировки ульев на небольшие расстояния или при небольшом количестве пчёл. Этот способ выделяется простотой и удобством, поскольку погрузить и выгрузить ульи здесь можно самостоятельно.

Профессиональные пчеловоды при транспортировке ульев пчелоприцепом на легковом ходу рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

Чтобы избавить прицеп и непосредственно пчёл от стресса и вибраций при перевозке, обязательно используйте солому или другой подобный материал в качестве подстилки на днище прицепа.
Распределяйте ульи правильно – их необходимо расположить параллельно бортам легкового прицепа.
Между ульями необходимо выдерживать определённый интервал. В большинстве случаев 10-15 см. будет достаточно.
Внимательно следите за поведением пчёл и положением улья непосредственно при погрузке и разгрузке

Выполнять работы необходимо с особой осторожностью.
Перевозите пасеку осторожно, максимум при 50-60 км/ч.
Правильно размещайте груз и обязательно зафиксируйте каждый улей ремнями.

Прицеп-платформа

Платформа для перевозки пчёл является наиболее популярным среди отечественных пчеловодов. Он представляет собой открытый прицеп с одной или двумя осями. Средняя вместительность такого прицепа – 50-60 ульев.

Среди основных преимуществ такого вида прицепа для пчёл выделяются следующие:

  • платформа может иметь несколько ярусов в высоту, позволяя перевозить большее количество ульев за один раз;
  • такой прицеп можно накрыть тентом или пластиковыми панелями, которые уберегут пасеку от дождя или прямых солнечных лучей;
  • процедура погрузки и выгрузки сот значительно упрощена благодаря их вертикальному расположению.

Прицеп-павильон

Такой павильон для пчёл выделяется среди остальных тем, что он также является и место обитания пчёл. То есть для их перевозки достаточно просто подцепить павильон к автомобилю, и можно сразу отправляться в путь. В большинстве случаев такие павильоны вмещают 30-40 домиков для пчёл (по 5 штук с каждой стороны в 3 ряда).

Самостоятельное изготовление прицепа

Готовые промышленно изготовленные пчелоприцепы зачастую представляют собой сложные конструкции и оснащены многими специальными приспособлениями – погрузчиками, лифтами, устройствами для откачки меда и тому подобными. Их главный недостаток – цена, поэтому многие пчеловоды конструируют и собирают такие прицепы своими руками.

Основа для прицепа может быть любой – одно- и двухосной, от трактора или легковой машины, это может быть также самодельная конструкция с заводской ходовой частью. Главные требования к конструкции:

  • предусматривается прочное закрепление рамок и защита от раскачивания;
  • расстояние между ульями – не менее 10 см для вентиляции и доступа воздуха;
  • рамки должны располагаться параллельно переднему борту;
  • все дополнительные элементы конструкции (лесенки, откидные борта, отсеки для инструментов) необходимо предусмотреть заранее.

При наличии обычного легкового автоприцепа с бортами можно относительно легко и недорого сделать транспорт для перевозки пчел:

  1. Подготовка основы прицепа. Необходимо предварительно измерить размеры ульев и платформы, чтобы оптимально использовать пространство. Площадку можно удлинить или надстроить, чтобы вместить нужное количество ульев, но при этом для перемещения по трассам необходимо соблюсти требования к габаритам, весу и прочим техническим особенностям, а также оформлению транспорта. Прицепу нужно обеспечить максимально плавный ход, отрегулировав рессоры и уменьшив его вес.
  2. Каркас или поддоны для ульев. Из фанеры и деревянных брусковисходя из размеров ульев нужно сделать секционные рамы. Для некоторых пчеловодов оптимальным вариантом в отношении погрузки и разгрузки будут контейнерные рамы на 4–6 ульев. Летки в них будут направлены в разные стороны.
  3. Скрепление ульев. Для фиксации ульев и их частей используются ленточные (стальная лента с запорным устройством), ременные (прорезиненая ткань с крючком) и ульевые (соединяют части улья) скрепы. За неимением специальных скрепов используются деревянные рейки.

При наличии прицепа в виде будки можно собрать свой павильон – передвижную пасеку без необходимости разгрузки ульев.

  1. Сделать каркас для размещения ульев. Оптимальной будет конструкция из двух рядов ульев в два яруса с проходом посередине. Для его изготовления используются деревянные бруски, стальные уголки, фанера.
  2. Сделать отверстия в бортах прицепа, чтобы они соответствовали местам расположения леток.
  3. Тщательно закрепить улья так, чтобы избежать падения или лишних вибраций при движении.

Не существует идеальной конструкции прицепа для перевозки пчел. В зависимости от транспорта, дорожных условий, требований пчеловода и прочих факторов удобными могут считаться как простые открытые платформы, так и специально оборудованные кассетные павильоны. Цена на готовые пчелоприцепы может достигать сотен тысяч рублей, и многие пчеловоды предпочитают делать их своими руками, используя в качестве основы тракторные телеги, легковые прицепы и даже самодельные конструкции. Многие из них по своим характеристикам и требованиям безопасности ни в чем не уступают промышленным образцам.

4 Плюсы и минусы мобильного пчеловодства

Такой метод содержания и разведения насекомых востребован многими хозяйствами. Он имеет как преимущества, так и недостатки.

Положительные качества:

  1. 1. Кочевой метод ведения хозяйства помогает развитию пчел. Этот процесс ярко выражен в середине весны.
  2. 2. Перемещение домиков на новые места в районы цветения медоносных растений обеспечивает насекомых нужным количеством сока. При этом увеличение меда (его выработка пчелами) идет естественным путем, и фермер получает прибыль, фактически «не прикладывая рук». Для окупаемости процесса необходимо, чтобы при кочевом образе жизнь пчел с 1 улья собиралось около 5-6 кг качественного продукта.
  3. 3. Сезон медосбора при кочевом пчеловодстве начинается ранней весной, задолго до выпуска рабочих насекомых пасечниками, имеющими в своих хозяйствах стационарные улья. А заканчивается сбор позже других, ведь можно отвезти пчел к растениям, которые хоть и расположены в отдалении, но еще медоносят. Это происходит из-за разного срока цветения деревьев, кустарников и цветов, сладкий сок в которых появляется в определенные месяцы и даже числа.
  4. 4. Самостоятельный выбор локализации домика для насекомых помогает фермеру-пчеловоду более детально обдумать, каков будет результат его продукции. Это позволит обеспечить надлежащее качество полученного меда.

Несмотря на преимущества мобильного жилища для пчел, необходимо осветить и минусы ведения кочевого хозяйства этим методом.

Недостатки перевозимых хозяйств:

  1. 1. Обязательно надо иметь в домике все необходимые материалы и приспособления постоянно. Ведь они нужны для успешного ведения хозяйства и ремонта. Пчеловоду придется жить без обычных бытовых удобств. Его основным жилищем становится маленький домик, палатка, «бытовка» или кабина автомобиля.
  2. 2. Пасечник должен отлично ориентироваться по карте, прекрасно знать места, где растут медоносы и когда они зацветают.
  3. 3. В обязанности фермера входит уход за домиками, контролирование и охрана пасеки от разнообразных посетителей. Не все хозяева могут с этим самостоятельно справиться, и они вынуждены нанимать работника. А это новые затраты.
  4. 4. Очень часто при перевозке пчел у хозяина пасеки требуют определенные документы. Эти бумаги необходимы для разрешения посещения какой-либо локализации, привлекательной для пчел. Их требуют при установке на этом новом месте ульев.

Об этой документации надо позаботиться зимой. А весной, к началу цветения первых медоносов пчеловод-кочевник должен подготовить транспорт и быть готов отправиться в путь.

Плюсы и минусы

Почему некоторые пасечники выбирают кочевой способ ведения своего хозяйства? Дело в том, что когда вокруг сформированы достаточно мощные посадки деревьев и кустарников, являющихся полноценными медоносами – это не всегда дает возможность полностью расслабиться. Ведь неблагоприятные погодные условия, такие как туманы, обильные осадки, резкие похолодания и град, могут существенно уменьшить количество цвета.

Насекомым будет не хватать того, что имеется в ближайшей доступности. В этом случае даже те пчеловоды, которые занимаются стационарным разведением насекомых, вынуждены организовывать временное кочевое пчеловодство.

Но многие осознанно выбирают именно этот способ, благодаря его определенным преимуществам, среди которых стоит особо выделить:

  • Кочевка с пчелами позволяет пасечнику получить мед того или иного вида. Ведь всегда можно выбрать, куда вывезти улики. К тому же, именно этот способ позволяет собрать большее количество меда.
  • При правильном подходе можно получить монофлерный тип меда. Например, гречишный, который пользуется большим спросом у потребителей.
  • К тому же, ответственные пчеловоды организуют кочевую пасеку таким образом, что сводят к минимуму вероятность сбора меда с медоносов, обработанных пестицидами или другими вредными химическими препаратами.
  • Количество ульев в этом случае практически ничем не ограничено. Ну разве что, только тем транспортом, которые имеется в распоряжении. Многие опытные пасечники обзаводятся не просто крупным автомобилем, а настоящим грузовиком, что позволяет поставить сбор и продажу меда на более масштабное производство.
  • Ни на одном хорошем стационарном месте невозможно получить больше двух видов меда. Тогда как при организации выезда ульев, можно получить около 3 сортов.

Но несмотря на кажущиеся сплошные преимущества кочевой пасеки, все же у нее существуют и свои собственные и минусы:

  • Для пчеловода сбор и откачка меда будут менее удобными. Ведь при кочевой пасеке отсутствует специальное помещение, где со всеми удобствами можно осуществить процесс забора меда.
  • Пасечник-кочевник лишен всех удобств, так как нужно оставаться определенное время со своими насекомыми.
  • Человек вынужден отрываться также от другого возможного хозяйства. Этим вынуждены заниматься либо другие члены семьи, либо приходится отказываться от огорода, сада, разведения кур, уток и другой живности. Так как на это просто физически не хватает времени.
  • На диких просторах у переносной пасеки будут кружится и другие насекомые, которые мешают процессу медосбора и усложняют для пасечника откачку.
  • Очень важный и существенный момент – это лишние финансовые затраты. Ведь необходима для кочевой пасеки организовать автотранспорт. У легковой машины должен быть оборудован прицеп. На прицепе необходимо организовать комфортную и безопасную перевозку всех ульев.
  • Для тех, кто разводит достаточно большое количество насекомых, придется организовывать процесс переезда при помощи грузового транспорта.

Готовые модели

Если есть такая возможность, то лучше всего приобрести готовые прицепы для ульев под легковой или грузовой автомобиль. Рассмотрим наиболее популярные модели.

817730.001

Это двухосная конструкция, которая высоко устойчивая и практически не имеет раскачивания, что является важным фактором при перевозки пчел в ульях на легковом авто. Крепление осуществляется через дышло V-образной формы. Грузоподъемность такого прицепа составляет до 450 кг.

Прогресс

У данной конструкции имеются борта высотой 0,15 м. Рессоры достаточно хорошо амортизируют неровности дороги, что позволяет осуществлять переезд по не совсем комфортной и ровной местности. Способен взять на свой борт 560 кг груза.

Тандем

Данная конструкция также является двухосной, но габариты ее существенно больше, чем у предыдущего изделия. При постановке ульев по длинный боковым сторонам, между рядами остается проход шириной около 1 м, что позволяет достаточно удобно работать пасечнику.

С помощью данного прицепа для перевозки пчелиных ульев, транспортировку можно осуществлять, как на ближнее, так и на дальнее расстояния.

Ось

Второе название этой конструкции «Пасека седельная». Она позволяет размещать домики в несколько рядов, не ухудшая их вентиляцию. Грузоподъемность у нее солидная и составляет 1,5 тонны.

К тому же из преимуществ стоит отметить наличие выдвижной кассеты, которая позволяет еще дополнительно разместить 8 ульев.

МЗСА

Данный тип платформы имеет одноосную колесную базу. Способен перевести 360 кг. По бортам устанавливаются специальные профильные конструкции, которые дают возможность удобно разместить домики. По передней и задней бортовой поверхности имеются плоскости, которые можно разложить до горизонтального положения и совмещения со дном прицепа. Это позволяет увеличить рабочую плоскость и обеспечивает дополнительный комфорт.

Разновидности механизмов для транспортировки ульев

Для перевозки пчелиных семей применяются устройства разных конструкций и модификаций. К наиболее популярным вариантам относится обычный прицеп легкового автомобиля, специально оборудованный павильон и платформа.

Пчелоприцеп на легковом ходу

При небольшом количестве ульев используется обычный прицеп для автомобилей, который применяется для транспортировки бытовых грузов. В стандартной конструкции поместиться около 20 жилищ медоносных пчел. Чтобы регулярно использовать прицеп в качестве транспортировочного устройства ульев, требуется дополнительно обустроить крышу, специальный механизм для погрузки и выгрузки грузов.

Прицепы для легковых машин характеризуются небольшой массой и простой эксплуатацией. Но во время перевозки улья требуется крепко зафиксировать, чтобы предотвратить их встряску. Прицепы от обычных автомобилей не отличаются хорошей вместительностью, поэтому для транспортировки больше 20 жилищ медоносных пчел требуется выполнить несколько поездок.

Прицеп-павильон для пчел

Пчелопавильон не привязан к машине, поэтому он используется для постоянного пребывания пчелосемей на определенной территории. Вместительность конструкции – до 50 ульев.

Разновидности павильонов:

  • Стационарные. Устройства не оснащаются колесами, поэтому их нельзя перевезти.
  • Кассетные. Оборудованы отсеками для размещения ульев.
  • На колесах. Подходят для транспортировки пчелиных жилищ в места, приближенные к медоносным базам.

Платформа для перевозки пчел

Платформа предназначена для мобильного пчеловодства. Ее конструкция позволяет транспортировать улья на значительные расстояния. Установка оборудована стойками и бортами. На рынке встречаются двухъярусные модели. Вместительность приспособления – до 50 ульев.

Плюсы платформы:

  • Меньшая встряска во время езды, так как платформа обладает небольшой массой;
  • Не нужно загружать и выгружать пчелиные жилища;
  • Можно прикрепить крышу для защиты пчелосемей от неблагоприятных погодных условий.

Важные нюансы в организации

При соблюдении инструкции по разведению кочевого пчеловодства существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать даже опытным пчеловодам:

  • перед перевозкой необходимо убедиться в целостности и прочности ульев;
  • чтобы обеспечить мягкость и тишину пчелам во время транспортировки, ульи нужно ставить так, чтобы они не бились друг о друга;
  • для простоты погрузки и разгрузки ульи следует заранее изготовлять из легких материалов;
  • крыши ульев должны быть прямыми и ровными, чтобы их можно было устанавливать друг на друга;
  • веревка и проволока поможет более надежно скрепить ульи;
  • рекомендованная дистанция для перевозки пчел составляет не более 30 километров;
  • придерживаясь санитарных норм, можно снизить риск заболеваемости пчел.

Кочевое пчеловодство – способ, позволяющий увеличить объем сбора меда в два раза. Транспортировка пчел сопровождается большим количеством рисков, поэтому она рекомендуется только опытным пчеловодам, готовым посвятить данному делу большую часть свободного времени.

Копировать ссылку

Для чего нужно перевозить пчёл?

Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь.


Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.

Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.

Важно! Необходимо соблюдать минимальное расстояние перевозки ульев в 4 км, иначе некоторые пчёлы будут возвращаться на прежнее место, и это может разрушить колонию

Как собрать прицеп для пчел своими руками

Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».

Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:

  • труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
  • труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
  • уголки 4×180 мм. —2 шт.;
  • уголки 4×60 мм. —10 шт.;
  • железные петли — 10 шт.;
  • труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
  • панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
  • лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
  • подшипники — 8 шт.;
  • фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
  • сварочный аппарат.

Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.

Пошаговая инструкция по сборке прицепа:

В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м

ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа.
Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа

Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку.
Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами.
Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки.
Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев.
Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл.
На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа.
На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок.
Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа.
Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м.
Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,65м.
Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции.
К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.

Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.

Каждый пчеловод со стажем просто обязан иметь в своём распоряжении прицеп для транспортировки пчёл и ульев, чтобы обеспечить им комфортный переезд и получать максимальный «урожай» мёда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector